Shopping Cart

You have 0 items

Бегущая с волками и куклой в кармане

Важная часть моей работы – «рукоделие». Я стараюсь передать своим пациенткам знание, обучая их старинным ручным ремеслам, в том числе и символическому искусству изготовления талисманов, las ofrendas и retablos. Это может быть все что угодно, от простых палочек, оплетенных тесьмой, до сложной скульптуры. Искусство – важная вещь: оно знаменует времена года души либо какое-то памятное или трагическое событие в ее странствии. Искусство предназначено не только для себя, оно не только знак, отмечающий собственное понимание. Это еще и карта для тех, кто идет за нами. Психоаналитик, философ, художник и поет Клариса Эстес.

На мой взгляд,  наше «рукоделие» — создание славянской народной куклы, совершенно точно, — старинное ручное ремесло, символическое искусство изготовления оберегов, которое «знаменует и времена года души, и памятные или трогательные события в ее странствии. «Рукоделие», предназначенное не только для себя, являясь знаком, отмечающим собственное понимание, но и карта для  нас, полученная от наших предков, которую мы хотим передать тем, кто будет идти за нами.

Удивительно, но «карту», с помощью которой можно начать поиски Знания о сути славянских народных кукол и приблизиться к пониманию «как это работает», я нашла для себя в третьей главе книги «Бегущая с волками», автором которой является женщина — Д-р философии, пихоаналитик-юнгианец и поэт, которая выросла у границ штата Мичиган, среди  лесов, садов и полей на Берегах Великих Озер. Женщина, которая показала в своей книге, как можно возродить дикий, первозданный исконный Дух в душе каждой из нас в условиях современного мира. Это глава о возвращении интуиции как инициации, о постижении того, что большинство вещей не такие, какими кажутся. И чтобы это понять, мы призываем на помощь интуицию и инстинкты. Мы используем все свои чувства, чтобы отличить правду от лжи, «увидеть то что следует увидеть, узнать то, что следует узнать и получить сокровенное знание о циклах Жизни-Смерти-Жизни».

Интуиция – сокровище женской души. Она сродни гадательной принадлежности, сродни магическому кристаллу, в который можно заглянуть сверхъестественным внутренним зрением. Она сродни старой мудрой женщине, которая всегда с вами, которая точно скажет вам, в чем дело, точно скажет вам, куда идти — налево или направо. Это одна из ипостасей Той, Кто Знает, старой La Que Sabe, Первозданной Женщины.

Итак, сказка, действие которой разворачивается «в мире между мирами, где все не такое, каким кажется на первый взгляд».

ВАСИЛИСА

10

Хомутинникова Е.Ю. Панно Василиса Прекрасная

Было ли, не было, только жила-была когда-то молодая женщина. Занемогла она и лежала на смертном ложе, бледная, как белые розы в ризнице соседней церкви. Ее малая дочь и муж сидели на краю старой деревянной кровати и молились, чтобы Бог благополучно препроводил ее в мир иной.

Умирающая позвала Василису, и девочка в красных башмачках и белом фартучке опустилась на колени у материнской постели.

– Вот тебе куколка, моя милая, – прошептала мать и вытащила из-под шерстяного покрывала маленькую куколку, которая, как и Василиса, была одета в красные башмачки, белый фартучек, черную юбку и жилетку, расшитую цветными нитками.

– Вот мои последние слова, душенька, – сказала мать. – Если заблудишься в лесу или тебе понадобится помощь, спроси у куколки, что делать. Она тебе поможет. Всегда носи куколку с собой, никому про нее не рассказывай, а захочет есть – накорми. Вот тебе мой материнский завет и мое благословение, милая доченька.

Только она это промолвила, как дыхание ее ушло вглубь, подхватило душу, вырвалось из уст – и она умерла.

Девочка с отцом долго горевали. Но, как поле, жестоко перепаханное войной, жизнь отца снова дала новые всходы, и он взял в жены вдову с двумя дочерьми. Хотя мачеха и ее дочери вели учтивые речи и улыбались, будто важные дамы, было в их улыбках что-то крысиное, чего не заметил отец Василисы.

И, разумеется, когда мачеха с дочерьми оставались с Василисой одни, они мучили ее, заставляли себе прислуживать, посылали в лес за хворостом, чтобы ее нежная кожа потрескалась. Они ненавидели ее, потому что была в ней неземная прелесть. Девочка была чудо как хороша. Ее груди наливались, а их сохли от злости. Она всем помогала и никогда не роптала, а мачеха и сестры грызлись, как собаки из-за кости.

Настал день, когда мачеха и сестры просто не могли больше видеть Василису. «Давайте нарочно потушим огонь, – сговорились они, – и пошлем Василису в лес к старой колдунье Бабе Яге попросить огня для нашей печи. Она придет к Бабе Яге, а та ее и съест». Тут они захлопали в ладоши и заухали, как ночные твари.

И вот, вечером, когда Василиса вернулась с хворостом домой, весь дом был погружен во тьму. Она встревожилась и спросила мачеху:

– Что случилось? Как же нам приготовить еду? Как сделать, чтобы было светло?

– Глупая ты девчонка, – набросилась на нее мачеха, – разве не видишь, что у нас нет огня? Я уже стара и не могу пойти в лес. А дочери мои не могут, потому что боятся. Так что только ты одна можешь пойти в лес, отыскать там Бабу Ягу и взять у нее уголек, чтобы снова разжечь огонь.

– Ладно, я так и сделаю, – безропотно ответила Василиса и отправилась в путь.

Лес становился все темнее и темнее, сучья трещали под ногами, пугая девочку. Она сунула руку в глубокий карман фартука – там была куколка, которую дала ей мать. Василиса погладила куколку в кармане и сказала: «Дотронусь до куколки, и мне сразу станет легче».

На каждой развилке дороги Василиса совала руку в карман и советовалась с куколкой: «Куда мне идти – налево или направо?» Куколка отвечала «да» или «нет», «туда» или «сюда». Василиса кормила ее хлебом и шла дальше, повинуясь указаниям, которые давала ей куколка.

Вдруг мимо проскакал белый всадник на белом коне, и стало светло. Потом промчался красный всадник на красном коне, и взошло солнце. Василиса все шла и шла, и только она подошла к жилью Бабы Яги, как появился черный всадник на черном коне и въехал прямо в избушку. И сразу спустилась ночь. Забор из костей и черепов, которым была огорожена избушка, засветился изнутри, так что лесная поляна озарилась призрачным светом.

Баба Яга была очень страшна собой. Ездила она не в карете и не на повозке, а в ступе, которая летала сама собой. Она погоняла ступу пестом, а следы заметала помелом из волос мертвецов.

Когда ступа летела по небу, длинные космы Бабы Яги развевались следом. Ее длинный подбородок задирался вверх, а длинный нос загибался вниз, так что они соединялись на полпути. У нее была белая козлиная бороденка, а кожа покрыта бородавками, потому что она вечно возилась с жабами. Бурые ногти были толстые и горбатые, как крыша у дома, и такие крючковатые, что она не могла сжать пальцы в кулак.

Еще чуднее был дом Бабы Яги. То была избушка на курьих ножках, которая ходила сама собой, а иногда кружилась, будто в бешеном танце. Засовы на дверях и ставнях были из человечьих пальцев, а вместо замка на передней двери висела звериная морда с острыми зубами.

Василиса обратилась к куколке и спросила:

– Не это ли тот дом, который мы ищем? И куколка подала ей условный знак:

– Да, это тот самый дом, который ты ищешь.

Не успела Василиса сделать шаг, как Баба Яга спустилась с неба в своей ступе и крикнула:

– А тебе чего надобно?

– Я пришла за огнем, бабушка, – дрожа, ответила девочка. – В доме холодно… мои родные умрут… Мне нужен огонь.

– Как же, знаю я тебя и твоих родных, – проворчала Баба Яга. – И ты, никчемная девчонка, упустила огонь. Это не очень умно. А с чего ты взяла, что я дам тебе огня?

Василиса посоветовалась с куколкой и быстро ответила:

– Потому что я прошу.

– Повезло тебе, – пробормотала Баба Яга. – Ты дала верный ответ. Василиса очень обрадовалась, что правильно ответила.

– Только не дам я тебе огня, пока не выполнишь для меня кое-какую работу, – предупредила Баба Яга. – Справишься – получишь огонь, а не справишься… – тут Василиса увидела, как глаза бабы Яги полыхнули красным пламенем. – А не справишься – с жизнью простишься.

Баба Яга с грохотом въехала в избушку, улеглась на постель и велела Василисе принести то, что варилось в печи. Еды там было на десятерых, но Яга съела все, а девочке оставила только корку хлеба да с наперсток супа.

– Постирай мою одежду, подмети двор, прибери в избе, наготовь еды, отдели хорошее зерно от гнилого да проследи, чтобы все было в порядке. А я вернусь – проверю твою работу. Не справишься – я тебя съем! – И с этими словами Баба Яга улетела в ступе: нос указывал курс, а волосы развевались по ветру, словно паруса. И снова наступила ночь.

Как только Яга исчезла, Василиса стала спрашивать куколку: «Как мне быть? Разве можно успеть переделать все эти дела?» Куколка успокоила девочку и, обещав все уладить, велела ей поесть и ложиться спать. Василиса поделилась едой с куколкой и легла спать.

Утром куколка переделала всю работу, так что осталось только приготовить еду. Вечером вернулась Баба Яга и обнаружила, что все выполнено. С одной стороны, она была довольна, а с другой – рассердилась, потому что не могла ни к чему придраться.

– Везет тебе, девчонка, – усмехнулась она и кликнула трех верных слуг, чтобы они смололи зерно.

Тут откуда ни возьмись появились три пары рук и стали шелушить и дробить зерно. Шелуха залетала по избе, как золотой снег. Наконец все было готово, и Баба Яга уселась за еду. Она ела несколько часов подряд, а потом велела Василисе утром снова убрать в избе, подмести двор и постирать одежду.

Яга показала девочке большую кучу грязи во дворе.

– В этой куче полным-полно маковых семян, так вот, я хочу, чтобы утром маковые семена были отдельно, а грязь отдельно. Поняла?

Василиса едва не лишилась чувств: «Как же мне это сделать?» Она нащупала в кармане куколку, и та шепнула:

– Не печалься, я обо всем позабочусь.

Ночью, когда баба Яга захрапела, Василиса принялась выбирать из грязи маковые семена, но скоро куколка сказала ей:

– Ложись спать, утро вечера мудренее.

И на этот раз она выполнила всю работу, так что, когда старая карга вернулась домой, все было готово.

– Ладно, – пробурчала Баба Яга, – повезло тебе, что ты смогла все сделать.

Она кликнула верных слуг выжать масло из макового семени, и снова, откуда ни возьмись, появились три пары рук и выполнили приказ.

Наевшись жирного мяса, Баба Яга облизывала губы, а Василиса стояла рядом.

– Ну, чего уставилась? – буркнула старуха.

– Можно я задам один вопрос, бабушка? – спросила Василиса.

– Спрашивай, – разрешила Баба Яга, – только помни: много будешь знать – скоро состаришься.

Василиса спросила про белого всадника на белом коне.

– А, – милостиво сказала Баба Яга, – это мой первенец, День.

– А красный всадник?

– А, это мое Красное Солнышко.

– А черный всадник на черном коне?

– А, это мой третий, Ночь.

– Вот оно что, – сказала девочка.

– Ну, что же ты, милая! Неужто у тебя больше нет вопросов? – вкрадчиво спросила колдунья.

Василиса совсем уж было собралась спросить о трех парах рук, которые откуда ни возьмись появлялись и неведомо куда исчезали, но куколка в кармане начала подпрыгивать, и тогда девочка сказала:

– Нет, бабушка. Ведь ты сама говоришь: много будешь знать, скоро состаришься.

– Что-то ты умна не по годам, красавица, – проворчала Баба Яга, вертя головой, как сова. – И откуда это у тебя?

– От матушкиного благословения, – усмехнулась Василиса.

– Благословения?! – взвизгнула колдунья. – Благословения?! В этом доме нет места для благословений! Убирайся-ка ты отсюда восвояси, милая! – И она вытолкала Василису за дверь, в ночь.

– Вот тебе напоследок, держи! – Баба Яга сняла с забора череп с горящими глазами и насадила на палку. – Вот тебе огонь, забирай череп с собой. А теперь ни слова больше, ступай!

Василиса хотела было поблагодарить старуху, но куколка в кармане стала подпрыгивать, так что девочка поняла: нужно брать огонь и убираться поскорее. Она побежала через лес домой, выбирая те дороги и тропинки, которые указывала ей куколка. В руке она крепко сжимала палку с черепом – из его глазниц и отверстий на месте носа и рта полыхало пламя. Вдруг от его тяжести и призрачного света Василисе стало страшно и захотелось бросить череп. Но он заговорил с ней и велел успокоиться и идти дальше, к дому, где жили ее мачеха и сестры. Так она и сделала.

Когда девочка подошла к дому совсем близко, мачеха и сестры выглянули в окно и увидели, что по лесу разливается странное сияние. Оно все приближалось и приближалось. Злодейки не могли понять, что бы это могло быть. Они решили, что, раз Василисы так долго нет, она, должно быть, умерла, а кости ее растащили дикие звери – вот и прекрасно.

Василиса подходила все ближе к дому. Увидев, что это она, мачеха и сестры выбежали к ней и стали жаловаться: мол, с тех пор, как она ушла, они сидят без огня, и, сколько раз они ни старались его развести, он все время гас.

Девочка вошла в дом, не чуя под собой ног от радости. Она вернулась живая и невредимая и принесла домой огонь! Но череп следил за каждым шагом мачехи и сестер и, улучив момент, спалил их дотла, так что к утру от злодеек остались одни головешки.

Вот он – внезапный конец, помогающий выбросить людей из сказки в реальную жизнь. У сказок множество таких концовок, возвращающих слушателей на землю.

Чтобы в женскую душу возвратилась интуиция, которая, как мудрое существо, глядит на все, что та видит в жизни, и быстро и точно определяет истинность событий,  душа должна выполнить ряд заданий старого дикого божества — Бабы Яги. Но для этого нужно уйти в лес, «не бояться дать умереть слишком спокойной и слишком безопасной жизни, смириться с тем, что должно умереть то, что должно умереть». И понять, что для дальнейшего глубокого развития и достижения целей нужно идти на риск.

Итак, первый пункт «карты» — женщины не должны бояться умереть слишком спокойной и слишком безопасной жизни. Для того, чтобы интуитивная душа могла черпать энергию, добрая опекающая мать-наседка должна уйти, а мы, если будем сидеть в уютном гнезде слишком долго, то «наша жизнь, наши способности к самовыражению канут во тьму и мы станем не сильными, а хилыми». «Мы должны отвалиться от соска и научиться охотиться», стремясь к дальнейшему развитию, поменять внутреннюю добрую мать на любящую, но свирепую и требовательную, «живущую еще глубже в душевной чаще мать».

Пункт второйневозможно развиваться, если все делают из тебя козла отпущения. Заставляя нас сосредотачиваться на собственных недостатках, нам не дают замечать окружающей жестокости. Безропотное смирение выглядит геройством, но если быть кроткой, когда тебя угнетают, то в награду с тобой будут обращаться еще хуже. Скрывая от других свои самые глубокие чувства, мы умерщвляем себя. Из-за притеснения расцветающей души гаснет огонь. И от холода и одиночества женщина готова пойти на что угодно, лишь бы вернуть свет, который помог бы различить что полезно, а что вредно. Это тот толчок, который нужен слишком послушной женщине, чтобы заглянуть вглубь души и обрести интуицию, чтобы видеть насквозь, быть не кроткой, а знающей, и выправить свою жизнь.

Пункт третийнаучиться развивать чутье, передавать власть кукле-интуиции. Как подлинный голос души, только «интуиция чует в каком направлении нужно идти, чтобы получить наибольшую пользу, ей  свойственно самосохранение, она улавливает подспудные мотивы и намерения и делает выбор, который причинит душе наименьшие разрушения».

Пункт четвертыйинтуицию (куколку) необходимо «кормить» жизнью. Мы кормим, питаем глубинную интуицию , когда прислушиваемся к ней.

Что толку от голоса, если нет уха, которое бы его улавливало? Что толку от женщины в дебрях повседневной жизни, если она не умеет слушать и полагаться на голос La Que Sabe, Той, Кто Знает? … Мы кормим, питаем глубокую интуитивную самость, когда прислушиваемся к ней и поступаем в соответствии с ее советами. Это самостоятельный персонаж, волшебное создание кукольного размера, которое обитает в душевной стране внутренней женщины. Оно сродни мышцам тела – если мышцы не используются, они постепенно усыхают. Точно так же и с интуицией: без пищи, без работы она атрофируется.

Потеря интуиции — это потеря благословения, которое передается по материнской линии от всех женщин ее рода, которые ей предшествуют. Эта длинная река женщин готова передать нам свою силу.

Связь между куколкой и Василисой символизирует некую эмпатическую магию между женщиной и ее интуицией. Именно она должна передаваться от женщины к женщине – это благословенное усвоение, испытание и кормление интуиции.

Пункт пятыйпринимать в жизни новые ценности, которые исходят от странной, свирепой, но справедливой и требовательной матери-наставницы. Василиса живет (выполняет задания и питается пищей божества) в избе Бабы Яги, «где все не такое, каким кажется, но, главным образом, гораздо лучше, чем казалось поначалу». Где избушка  одушевлена и пускается в пляс, повинуясь инстинктам. А страшная старуха уже знает обо всем, что было раньше, является Матерью Дня, Восходящего Солнца и Ночи, одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и жизненную силу. Баба Яга справедлива к Василисе, пока та относится к ней так, как ей свойственно — с уважением,  честно, не убегает и не прячется. Почтение перед лицом великой силы — основной урок.  Женщина должна уметь выстоять перед ней и стать сильнее (принять часть силы на себя). Быть сильной — это значит уметь учиться, уметь принять то, что знаешь, а «значит быть выносливой и жить».

Баба Яга — инстинктивная природа души в обличье ведьмы. Для нас — это отрицательный персонаж, а в древние времена «ведьмами» называли знахарок, которые «ведали», т.е «знали».

Пункт шестойнаучиться узнавать свою внутреннюю силу и заниматься ее очищением, а значит, наводить порядок в душе. Стирка — извечный ритуал очищения. Нам нужно учиться исправлять, обновлять инстинктивную душу, «стирая волокна бытия». Подметать в доме — «держать свою душевную среду незамусоренной, создавать для себя чистое пространство. Разжигать огонь — захотеть пылать ярким пламенем, сгорать от страсти, искриться словами, идеями, стремлением получить то, что искренне любишь. Все, что мы делаем с огоньком, питает нашу силу. Стряпать пищу для души — доводить до готовности свои замыслы, питать творческое начало и давать ему развиваться.

С помощью куколки-интуиции, Василиса учится понимать, содержать в порядке, очищать и развивать обитель души, питать ее.

Пункт седьмойнаучиться делать тонкие различия в суждениях. Уметь различать, отделяя гнилые зерна от хороших и маковые семена от грязи, — один из самых сложных навыков, который требует воли и душевности и дает возможность добиваться того, чего хочешь.  Чтобы сохранить интуицию, которая все видит и знает, нужно очень осмотрительно выбирать друзей, возлюбленных и учителей. Эти люди должны относиться к женщине, как к живому цветку и развивающемуся организму и никогда не душить чувства и стремления. А иначе они могут стать для нее «злой мачехой».

Пункт восьмой — «Много будешь знать, скоро состаришься».  В каждом возрасте, в каждую пору жизни, каждой из нас необходимо определенное знание. Но, «есть вещи, узнать которые нельзя».

Есть еще одна совокупность циклов, на которую здесь намекает Баба Яга, – это циклы женской жизни. Подчиняясь им, женщина все больше и больше понимает внутренние женские ритмы, в том числе ритмы творчества, рождения детей души, а может быть, и телесных детей, ритмы одиночества, игры, отдыха, сексуальности и охоты. Не нужно торопить себя – понимание наступит. Придется смириться и с тем, что некоторые вещи остаются недосягаемыми, не смотря на то, что они воздействуют на нас и обогащают. У нас в семье говорят: «Есть дела, которыми ведает Господь Бог».

Пункт девятый — обладать знаниями, значит обладать звериным чутьем. Сияющий свет Знания безжалостен, а его откровения могут быть невыносимы и причинять боль. Он распознает, где зреет предательство, где за смелым словом прячется трусость, а за теплой улыбкой зависть и неприязнь. И нас самих он освещает так же. Вынести такое Знание трудно и хочется  избавиться  от боли понимания многих вещей о себе, о людях и мире в целом.

Смысл окончания сказки — уметь позволить умереть. Прилежная ученица не бьется в истерике, пытаясь защитить злодеек. Она  принимает, что умирает то, что должно умереть. 

Какое Знание своего Рода по женской линии мы возрождаем с помощью генетической памяти, когда создаем куклу? Что мы пробуждаем в себе, каким интуитивным способностям мы даем  выход  из внутренней глубины нашей души? Читайте статью «Какую магию мы вматываем в куклу«

Хотите сделать славянскую народную куклу-оберег, куклу-мотанку своими руками? Мы предлагаем Вам наборы для изготовления кукол. Вы можете заказать нам набор на изготовление и любой другой куклы, кроме тех, что представлены в разделе наборы

Post a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*