Shopping Cart

You have 0 items

 Женская магия кукол. Бегущая с волками и  куклой в кармане

Поиск сакрального в глубине тысячелетий и был ли с*кс в СССР

Помогут ли сказки разгадать загадку женской магии

Бегущая с волками и куклой в кармане

Василиса Премудрая — текст сказки из книги Клариссы Эстес «Бегущая с волками»

Какую магию мы «вматываем» в куклу

Алиса Премудрая — старая сказка на новый лад

 

Поиск сакрального в глубине тысячелетий и был ли с*кс в СССР

Магия, как духовное воздействие, через глубину интуитивного понимания природы многих вещей, которая постоянно исходит от Женщины – Родительницы Жизни в широком смысле этого слова…. Борис Кипнис

10

Женщина Родительница Жизни в широком смысле этого слова. Раннее триполье

С тех пор как я пытаюсь найти для себя ответ на вопрос: «Как это работает, в чем суть магии кукол?»,  окружающий меня мир, наблюдая за моим мучительным поиском, любезно посылает мне в помощь (как бы случайно попалось) ценнейшие материалы. Например, отрывок из видео-лекций историка Бориса Григорьевича Кипниса «О женском начале и ее роли у викингов, славян и финно-угров». Или ждавшую своего часа (для меня, конечно) в книжном шкафу моей дочери (психотерапевта по профессии) книгу доктора философии Клариссы Пинколы Эстес «Бегущая с волками». Книги по истории трипольской цивилизации и древней Руси, хотя с куклами они связаны не напрямую, а косвенно.

10

На Счастье — куколка-оберег. Поможет отыскать каждой свое счастье

Ну и, конечно же, мнения тех авторов, которые считают, что попытки наделить народные куклы сакральным смыслом в современном мире, не что иное, как маркетинговый ход заинтересованных лиц. Вот, например, в украинской википедии  откуда потом неоднократно эти тексты скопированы в другие статьи разных авторов:

На современном этапе народные мастерицы, которые находятся под влиянием идей неоязычества, пытаются сакрализовать мотанки. Иногда возрождение народной игрушки сопровождается процессом распространения языческих верований, которые давно утратили свое обрядово-магическое значение. Хотя в большинстве случаев, такая пропаганда сверхприродных качеств мотанки есть не что иное, как рекламный трюк.

Вот этот текст в оригинале на украинском языке:

Протягом XX ст. мотанка поступово втратила свої магічні функції. Зокрема, за свідченнями жінок села Матусів Шполянського району Черкаської області, після Другої світової війни мотанки робились виключно для ігор. А їх обличчя діти промальовували, щоб вони були схожі на фабричні ляльки.

На сучасному етапі народні майстрині, що перебувають під впливом ідей неоязичництва, намагаються сакралізувати мотанки. Іноді відродження народної іграшки супроводжується процесом поширення язичницьких вірувань, які давно втратили своє обрядово-магічне значення.[10] Проте у більшості випадків така пропаганда надприродних властивостей мотанки не що інше, як рекламний трюк

Лично мне, вспомнилось: «У нас (В СССР) с*кса нет!»… Наталья, автор этого сайта, рассказала историю, которую она слышала на мастер-классе от известной кукольницы, о том, что бабушка долго не признавалась ей, тогда еще маленькой девочке, что это за скрученные тряпочки спрятаны «під стріхою у хаті» … В СССР не было не только с*кса, но и много чего другого, связанного с традициями и культурой народа, если это не совпадало с руководящей и направляющей ролью партии…

Я пишу статью, для того чтобы пообщаться с единомышленниками, которые «знают», что магия кукол существует, поделиться друг с другом мыслями на эту тему, порассуждать и может быть как то приблизиться к ответу на вопрос «в чем суть магии кукол и как это работает». Приблизиться, потому что ответа прямого, четкого быть не может. А спорить с теми, кто разделяет точку зрения авторов википедии, смысла нет, да и время переводить на такой бессмысленный спор жалко. Это все равно, что спорить «есть ли жизнь после жизни», существует ли душа или параллельные миры. То о чем я пишу – это мое личное мнение, мой личный путь поиска истины.

10

Где искать сакральное?

О том, что куклы работают я убедилась лично на примере своих близких, для которых  по определенным случаям делала куклы. Возможно, по прошествии времени я смогу открыть эти истории, но не сейчас, – есть такой формат непубличных кукол, которые не терпят хвастовства и не выставляются на показ ни они сами, ни «результаты их работы», в случае, если они уже приобрели своего хозяина. (Мы еще поделимся с вами многими историями из личного опыта общения с куклами).

Лучше расскажу, как я впервые поняла, что созданная мною сущность живая. Это было мое первое знакомство с народной куклой. Мы, с мастерицей-кукольницей Натальей расположились на полу большой светлой, наполненной солнцем комнаты в доме моих родителей, приготовили все необходимое для создания куклы «Ангел». Зажгли свечу, потерли ладошки, чтобы теплом рук наполнить лоскутки ткани, и обязательно подумать в этот момент, какой будет кукла, для чего она создается, какие функции будет выполнять… И началось некое действо, когда ты пребываешь в комфортном состоянии причастности к чему-то светлому и благостному… Когда Ангел был готов, он оказался … горячим и живым. А для меня, специалиста в области экономики, привыкшей к обоснованным, четким ответам на все вопросы, совершенно озадаченной таким поворотом событий, начался процесс поиска ответа на вопрос «как это работает».

Интернет пестрит одинаковыми, как под копирку, текстами о магической составляющей кукол, о связи с древностью и предназначении той или иной куклы. Одни и те же тексты кочуют  из сайта в сайт, но, к сожалению, не отвечают на вопрос «в чем суть магии кукол и как они работают». Понятно и очевидно было лишь то, что на протяжении тысячелетий создание куклы – это составляющая именно женской бытовой магии. Они полностью переходили в ведение девочек с момента, как только дети вместо однополой рубахи получали юбки-поневы или штаны, которые переводили их из «отроков» в статус определяющий причастность к женскому или мужскому полу, с обязанностями и зоной ответственности за мужские и женские дела. (Читайте статью на нашем с Натальей сайте «Истрия игровых и обережных кукол для детей»)

 

В упомянутом выше отрывке видео-лекций, Борис Григорьевич Кипнис говорит о том, что «в древности женщина воспринималась,  как Родительница Жизни в широком смысле этого слова. К сожалению, это восприятие женщины сегодня утрачено… А тысячи лет назад, между мужчинами и женщинами четко были разделены функции, и ни один пол не влезал в дела другого…»

Магия понимания – это глубина понимания, благодаря интуитивному пониманию, а интуитивное понимание всегда было присуще женщине и сильнее чем у мужчин. Магия была исключительно женским делом. Магия – это не то, что связано с манипуляциями  вокруг куклы вуду. Магия – это духовное воздействие, которое постоянно может удерживать в орбите женщины  ее избранника.

Историк не говорил о славянских куклах, но думаю нам с вами, совершенно очевидно, что составной частью этого духовного воплощения магии,  были, в том числе, и куклы наших предков. Куклы не с функциями идентичными вуду, а куклы как элемент воплощения глубокого женского Знания, которое интересно постичь.

Когда мы, женщины, сматываем куклу, соблюдая правила ее создания, мы все равно действуем по наитию, попадая в удивительный поток энергии, который пробуждает нашу генетическую память. Ведь кукол делали все женщины рода, которые стоят за нами и все они чтили Знание своих предков – и в прошлом веке, и в прошлом  тысячелетии. Ведь у наших предков тоже были предки.

Исторически куклы сопровождали человека с момента, как человек стал человеком. А в славянской культуре куклы занимали особое место. Они делались по всякой оказии с разным функциональным назначением — обрядовые, обережные, игровые – их в сундуке каждой женщины было больше сотни. Куклы занимали почетное место в красном углу и во главе стола, под потолком и у двери жилища, в люльке младенца, в котомке странника, на подоконнике, чтобы зазывать сватов, куклы находились рядом с роженицей, в изголовье больного, украшали собой свадебный поезд, сопровождали малыша при первых самостоятельных шажочках без маминого присмотра. Лично меня поразила фактом своего существования кукла «Зосима-пчельник», призванная оберегать пчелиное хозяйство. Хотя ничего удивительного, если углубиться в историю тысячелетней давности, то именно охота, скотоводство, рыболовля и бортничество кормили славянские племена, расселявшиеся в глубь Великого Леса по берегам рек.  Это я к тому, что куклы – действительно, древнейшая составная часть славянской культуры. А там, в глубинах этой культуры и язычество, и христианство, и борьба второго с первым, Культ Матери –прародительницы всего живого, культ плодородия, культ жизни по солнцу.    А еще влияние и смешение культур, миграция народов на территории славянских поселений и то, что нам так достоверно и не известно, о доисторических корнях славянских народов.  (Читайте статью «История кукол. История куклы-мотанки. Истоки»)  

У каждой нашей бабушки была своя бабушка. В каких условиях жили стоящие за нами женщины нашего рода, которые делали куклы. Какие культурные, религиозные, географические, исторические наслоения формировали архетип каждой из этих женщин. Дремучий лес или степь, вокруг селения обнесенного частоколом по берегам полноводных рек, набеги кочевников, продажа в рабство, тяжелый труд на земле, за прялкой, с иглой, у печи и костра, праздники, обряды, мучительное рождение новой жизни, сама жизнь, смерть. Где-то так выглядело начало нашего тысячелетия. Исследователям известно, что бабушек-кукольниц, хранительниц Знаний пращуров, оберегали, как ценнейшее наследие Рода. Они знали как «правильно» делать куклы, которые работают. Они владели неким тайным Знанием своих предков. Глобально, они знали какие Духовные ценности, какое глубинное понимание вещей обеспечивают выживание, как самой Женщины, так и всего Рода в целом. И не только выживание а и жизнь в счастье и достатке. Ведь те наши прародительницы, как и мы, любили, рожали детей, устраивали праздники, были счастливы и умели бороться за свое счастье. 

А перед этими женщинами – женщины из тысячелетий до нашей эры. Некоторые историки считают, что трипольская цивилизация, которая существовала пятое — третье (до 3200 гг. до н.э.) тысячелетие до нашей эры и в глубинах которой мы ищем истоки куклы-мотанки, было комфортным для жизни человечества периодом… Я думаю, что основы «Знания», которое нужно было беречь и помнить, родом оттуда.

10

Символы женщины и мужчины раннего триполья

Многое нам известно из истории.  Еще больше неизвестно, спорно… (Интересно и доступно проводит анализ достоверности исторических «фактов», которые мы привыкли считать таковыми, например, Борис Акунин в книге «История Российского Государства. От истоков до монгольского нашествия»). Завесу непознанного приоткрывают для нас сказки, мифы и легенды народов.

Помогут ли сказки разгадать загадку женской магии?

Исследуя сказки, легенды и мифы…в большинстве случаев удается отыскать направляющий миф или сказку, где содержатся все наставления, необходимые женщине в настоящее время для развития ее психики. Такие мифы и сказки включают в себя драму женской души. Это похоже на пьесу со сценическими ремарками, описаниями характеров и театральным реквизитом. философ и психоаналитик Кларисса Эстес.

10

Баба Яга — потрясающий Георгий Милляр

Нужно сказать,  мало что осталось первозданного в трактовке не только народных кукол, но и в трактовке народных сказок. Кларисса Эстес – доктор философии, практикующая и преподающая психоанализ, исследовательница мифов и разных культур говорит в своей книге, что разные культурные наслоения изменяют костяк сказки. Сказители из века в век «подчищали» сказки в угоду верований и убеждений своей эпохи.

Шли века, один народ побеждал другой, религии сменяли друг друга – иногда мирно, а иногда насильственно – и все это наслаивалось на первоначальное ядро старых сказок или изменяло его.

С течением времени на старые языческие символы наложились христианские, опускались детали сексуального характера. Таким образом, были утрачены многие назидательные сказки, призванные рассказывать женщинам о половой жизни, о любви, деньгах, замужестве, деторождении, смерти и преображении, которые были лекарством нашим прародительницам, ибо содержали средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину.

Именно так ушли в тень волшебные истории и мифы, в которых объяснялись древние женские таинства. Из большинства издаваемых ныне старых собраний волшебных сказок и мифов полностью выкорчеваны всякая скатология,* все сексуальное, порочное (даже там, где сказка учит избегать этого), все дохристианское, женское, женские Божества, инициации, лекарства от различных душевных недугов и наставления по экстатическим духовным практикам.

* Все, что имеет отношение к экскрементам, грязное.

Собирание сказок – это постоянные палеонтологические изыскания.

Несмотря на всю структурную неразбериху в версиях сказок, существует прочная основа, которая ярко просвечивает и поныне. По форме и очертаниям фрагментов и обрывков можно довольно точно определить, что в сказке оказалось утраченным, и эти недостающие части можно точно восстановить – иногда попутно обнаруживаются поразительные глубинные структуры, обладающие свойством исцелять женскую печаль – следствие того, что так много женских таинств было уничтожено. Впрочем, это не совсем так. Они не уничтожены. Все, что нужно, и нужно нам всем, по-прежнему подает нам тихий голос из сюжетной структуры сказки – из ее «костяка».

Когда я встретила сказку о Василисе Премудрой (именно Премудрой, а не Прекрасной) в том варианте в котором она была подана в книге «Бегущая с волками», я была поражена тому, что, прочитав эту сказку и интерпретацию философа –психоаналитика, я получаю множество ответов на свои внутренние вопросы о магии кукол, магии интуитивного глубинного понимания окружающего мира. У Клариссы Эстес и сама сказка, и особенно ее интерпретация значительно отличается от сказки «О Василисе Прекрасной» в обработке А.Н. Афанасьева (в середине 19-го века), которая размещена в википедии.

Вскользь упоминает автор википедии  и об авторе «Бегущей с волками»:

Кларисса Пинкола Эстес интерпретирует сказку как рассказ о женском раскрепощении, как путь главной героини от подчинения до силы и независимости. Баба-яга объясняется в качестве «необузданного феминного» принципа, от которого Василиса была отделена, но, попав под его власть, повинуясь и научаясь самовоспитанию, она возрастает в процессе этого научения.[2]

А как говорит о сути сказки сама Клариса Пинкола Эстес на страницах своей книги:

«Василиса» – сказка о том, как благословение женской интуиции передается от матери к дочери, от поколения к поколению. Эта великая сила, интуиция, состоит из молниеносного внутреннего зрения, внутреннего слуха, внутреннего чутья и внутреннего знания.

На протяжении многих поколений эти интуитивные женские силы превратились в ушедшие под землю реки, а ушли они потому, что их не использовали и незаслуженно обесславили. Однако, Юнг как-то заметил, что в душе никогда ничего не пропадает. Я думаю, можно не сомневаться, что затерянное в душе все еще там. Так что и этот источник женской инстинктивной интуиции никогда не исчезал, и все скрывшееся можно снова обнаружить.

По разному трактуют участие и сам образ куколки-помощницы в этих похожих, но по сути отличных сказках разные авторы. Приверженцы варианта в обработке А.Н. Афанасьева  на мой взгляд, считают, что кукла — это помощница «хорошей девочки». С моей точки зрения, авторы пропагандируют идею, что будь ты трудолюбивой, безропотной, покорной, искусной в рукоделии, то итогом такого «правильного» образа жизни обязательно явится «материнское благословение» в виде помощницы, которая поможет победить и злую мачеху и Бабу Ягу и непосильную работу переделать и в итоге замуж за царя выйти. Я считаю, что такая трактовка  сведена до уровня крайнего примитивизма, не отражает истинного смысла передаваемого нам Знания, ставит равенство между несовместимыми образами — Злой мачехи и Бабы Яги. (Наверное, такая трактовка в чем-то близка ценностям 19го века и отражала место женщины в обществе, … возможно…)

15

Художник Маколкин Дмитрий_ Загрустила, что-то баба Яга… В глубине избы — вселенная… Мудрость славянских предков

Философ Кларисса Эстес трактует  наследство покойной матери — образ куклы, как ИНТУИЦИЮ, которая помогает ориентироваться в темноте, ведет через страшный лес к избе Бабы Яги, полностью положившись только на свои внутренние чувства, доверившись  инстинктам, голосу внутреннего разума, внутреннего знания и внутреннего сознания. Таким образом кукла выражает наш внутренний женский дух, мудрость обитающую внутри каждой из нас. Она помощник, который всегда доступен. 

Философ и преподаватель психоанализа Юнга Кларисса Эстес упоминает и  о том, что люди веками ощущали святость и пугающее неотразимое присутствие, которое исходит от кукол и воздействует на человека, меняя его духовную сущность. А создатели кукол вдыхают в них жизнь. Кукла — это символ скрытого в людях «символического переживания, которое невозможно описать — сильного внушающего трепет, таинственного и обогащающего». 

Напрашивается вывод, что  кукла пробуждающая интуицию и воздействующая на человека, меняя его духовную сущность, как раз и есть составляющая той духовной женской магии глубинного понимания, благодаря интуитивному пониманию о которой говорит историк Борис Григорьевич Кипнис.

Бегущая с волками и куклой в кармане

Важная часть моей работы – «рукоделие». Я стараюсь передать своим пациенткам знание, обучая их старинным ручным ремеслам, в том числе и символическому искусству изготовления талисманов, las ofrendas и retablos. Это может быть все что угодно, от простых палочек, оплетенных тесьмой, до сложной скульптуры. Искусство – важная вещь: оно знаменует времена года души либо какое-то памятное или трагическое событие в ее странствии. Искусство предназначено не только для себя, оно не только знак, отмечающий собственное понимание. Это еще и карта для тех, кто идет за нами. Психоаналитик, философ, художник и поет Клариса Эстес.

На мой взгляд,  наше «рукоделие»- создание славянской народной куклы, совершенно точно, — старинное ручное ремесло, символическое искусство изготовления оберегов, которое «знаменует и времена года души, и памятные или трогательные события в ее странствии. «Рукоделие», предназначенное не только для себя, являясь знаком, отмечающим собственное понимание, но и карта для  нас, полученная от наших предков, которую мы хотим передать тем, кто будет идти за нами.

Удивительно, но «карту» с помощью которой можно начать поиски Знания о сути славянских народных кукол и приблизиться к пониманию «как это работает», я нашла для себя в третьей главе книги «Бегущая с волками», автором которой является женщина — Д-р философии, пихоаналитик-юнгианец и поэт, которая выросла у границ штата Мичиган, среди  лесов, садов и полей на Берегах Великих Озер. Женщина, которая показала в своей книге, как можно возродить дикий, первозданный исконный Дух в душе каждой из нас в условиях современного мира. Это глава о возвращении интуиции как инициации, о постижении того, что большинство вещей не такие, какими кажутся. И чтобы это понять, мы призываем на помощь интуицию и инстинкты. Мы используем все свои чувства, чтобы отличить правду от лжи, «увидеть то что следует увидеть, узнать то, что следует узнать и получить сокровенное знание о циклах Жизни-Смерти-Жизни.

Интуиция – сокровище женской души. Она сродни гадательной принадлежности, сродни магическому кристаллу, в который можно заглянуть сверхъестественным внутренним зрением. Она сродни старой мудрой женщине, которая всегда с вами, которая точно скажет вам, в чем дело, точно скажет вам, куда идти: налево или направо. Это одна из ипостасей Той, Кто Знает, старой La Que Sabe, Первозданной Женщины.

Итак, сказка действие которой разворачивается «в мире между мирами, где все не такое, каким кажется на первый взгляд».

ВАСИЛИСА

10

Хомутинникова Е.Ю. Панно Василиса Прекрасная

Было ли, не было, только жила-была когда-то молодая женщина. Занемогла она и лежала на смертном ложе, бледная, как белые розы в ризнице соседней церкви. Ее малая дочь и муж сидели на краю старой деревянной кровати и молились, чтобы Бог благополучно препроводил ее в мир иной.

Умирающая позвала Василису, и девочка в красных башмачках и белом фартучке опустилась на колени у материнской постели.

– Вот тебе куколка, моя милая, – прошептала мать и вытащила из-под шерстяного покрывала маленькую куколку, которая, как и Василиса, была одета в красные башмачки, белый фартучек, черную юбку и жилетку, расшитую цветными нитками.

– Вот мои последние слова, душенька, – сказала мать. – Если заблудишься в лесу или тебе понадобится помощь, спроси у куколки, что делать. Она тебе поможет. Всегда носи куколку с собой, никому про нее не рассказывай, а захочет есть – накорми. Вот тебе мой материнский завет и мое благословение, милая доченька.

Только она это промолвила, как дыхание ее ушло вглубь, подхватило душу, вырвалось из уст – и она умерла.

Девочка с отцом долго горевали. Но, как поле, жестоко перепаханное войной, жизнь отца снова дала новые всходы, и он взял в жены вдову с двумя дочерьми. Хотя мачеха и ее дочери вели учтивые речи и улыбались, будто важные дамы, было в их улыбках что-то крысиное, чего не заметил отец Василисы.

И, разумеется, когда мачеха с дочерьми оставались с Василисой одни, они мучили ее, заставляли себе прислуживать, посылали в лес за хворостом, чтобы ее нежная кожа потрескалась. Они ненавидели ее, потому что была в ней неземная прелесть. Девочка была чудо как хороша. Ее груди наливались, а их сохли от злости. Она всем помогала и никогда не роптала, а мачеха и сестры грызлись, как собаки из-за кости.

Настал день, когда мачеха и сестры просто не могли больше видеть Василису. «Давайте нарочно потушим огонь, – сговорились они, – и пошлем Василису в лес к старой колдунье Бабе Яге попросить огня для нашей печи. Она придет к Бабе Яге, а та ее и съест». Тут они захлопали в ладоши и заухали, как ночные твари.

И вот вечером, когда Василиса вернулась с хворостом домой, весь дом был погружен во тьму. Она встревожилась и спросила мачеху:

– Что случилось? Как же нам приготовить еду? Как сделать, чтобы было светло?

– Глупая ты девчонка, – набросилась на нее мачеха, – разве не видишь, что у нас нет огня? Я уже стара и не могу пойти в лес. А дочери мои не могут, потому что боятся. Так что только ты одна можешь пойти в лес, отыскать там Бабу Ягу и взять у нее уголек, чтобы снова разжечь огонь.

– Ладно, я так и сделаю, – безропотно ответила Василиса и отправилась в путь.

Лес становился все темнее и темнее, сучья трещали под ногами, пугая девочку. Она сунула руку в глубокий карман фартука – там была куколка, которую дала ей мать. Василиса погладила куколку в кармане и сказала: «Дотронусь до куколки, и мне сразу станет легче».

На каждой развилке дороги Василиса совала руку в карман и советовалась с куколкой: «Куда мне идти – налево или направо?» Куколка отвечала «да» или «нет», «туда» или «сюда». Василиса кормила ее хлебом и шла дальше, повинуясь указаниям, которые давала ей куколка.

Вдруг мимо проскакал белый всадник на белом коне, и стало светло. Потом промчался красный всадник на красном коне, и взошло солнце. Василиса все шла и шла, и только она подошла к жилью Бабы Яги, как появился черный всадник на черном коне и въехал прямо в избушку. И сразу спустилась ночь. Забор из костей и черепов, которым была огорожена избушка, засветился изнутри, так что лесная поляна озарилась призрачным светом.

Баба Яга была очень страшна собой. Ездила она не в карете и не на повозке, а в ступе, которая летала сама собой. Она погоняла ступу пестом, а следы заметала помелом из волос мертвецов.

Когда ступа летела по небу, длинные космы Бабы Яги развевались следом. Ее длинный подбородок задирался вверх, а длинный нос загибался вниз, так что они соединялись на полпути. У нее была белая козлиная бороденка, а кожа покрыта бородавками, потому что она вечно возилась с жабами. Бурые ногти были толстые и горбатые, как крыша у дома, и такие крючковатые, что она не могла сжать пальцы в кулак.

Еще чуднее был дом Бабы Яги. То была избушка на курьих ножках, которая ходила сама собой, а иногда кружилась, будто в бешеном танце. Засовы на дверях и ставнях были из человечьих пальцев, а вместо замка на передней двери висела звериная морда с острыми зубами.

Василиса обратилась к куколке и спросила:

– Не это ли тот дом, который мы ищем? И куколка подала ей условный знак:

– Да, это тот самый дом, который ты ищешь.

Не успела Василиса сделать шаг, как Баба Яга спустилась с неба в своей ступе и крикнула:

– А тебе чего надобно?

– Я пришла за огнем, бабушка, – дрожа, ответила девочка. – В доме холодно… мои родные умрут… Мне нужен огонь.

– Как же, знаю я тебя и твоих родных, – проворчала Баба Яга. – И ты, никчемная девчонка, упустила огонь. Это не очень умно. А с чего ты взяла, что я дам тебе огня?

Василиса посоветовалась с куколкой и быстро ответила:

– Потому что я прошу.

– Повезло тебе, – пробормотала Баба Яга. – Ты дала верный ответ. Василиса очень обрадовалась, что правильно ответила.

– Только не дам я тебе огня, пока не выполнишь для меня кое-какую работу, – предупредила Баба Яга. – Справишься – получишь огонь, а не справишься… – тут Василиса увидела, как глаза бабы Яги полыхнули красным пламенем. – А не справишься – с жизнью простишься.

Баба Яга с грохотом въехала в избушку, улеглась на постель и велела Василисе принести то, что варилось в печи. Еды там было на десятерых, но Яга съела все, а девочке оставила только корку хлеба да с наперсток супа.

– Постирай мою одежду, подмети двор, прибери в избе, наготовь еды, отдели хорошее зерно от гнилого да проследи, чтобы все было в порядке. А я вернусь – проверю твою работу. Не справишься – я тебя съем! – И с этими словами Баба Яга улетела в ступе: нос указывал курс, а волосы развевались по ветру, словно паруса. И снова наступила ночь.

Как только Яга исчезла, Василиса стала спрашивать куколку: «Как мне быть? Разве можно успеть переделать все эти дела?» Куколка успокоила девочку и, обещав все уладить, велела ей поесть и ложиться спать. Василиса поделилась едой с куколкой и легла спать.

Утром куколка переделала всю работу, так что осталось только приготовить еду. Вечером вернулась Баба Яга и обнаружила, что все выполнено. С одной стороны, она была довольна, а с другой – рассердилась, потому что не могла ни к чему придраться.

– Везет тебе, девчонка, – усмехнулась она и кликнула трех верных слуг, чтобы они смололи зерно.

Тут откуда ни возьмись появились три пары рук и стали шелушить и дробить зерно. Шелуха залетала по избе, как золотой снег. Наконец все было готово, и Баба Яга уселась за еду. Она ела несколько часов подряд, а потом велела Василисе утром снова убрать в избе, подмести двор и постирать одежду.

Яга показала девочке большую кучу грязи во дворе.

– В этой куче полным-полно маковых семян, так вот, я хочу, чтобы утром маковые семена были отдельно, а грязь отдельно. Поняла?

Василиса едва не лишилась чувств: «Как же мне это сделать?» Она нащупала в кармане куколку, и та шепнула:

– Не печалься, я обо всем позабочусь.

Ночью, когда баба Яга захрапела, Василиса принялась выбирать из грязи маковые семена, но скоро куколка сказала ей:

– Ложись спать, утро вечера мудренее.

И на этот раз она выполнила всю работу, так что, когда старая карга вернулась домой, все было готово.

– Ладно, – пробурчала Баба Яга, – повезло тебе, что ты смогла все сделать.

Она кликнула верных слуг выжать масло из макового семени, и снова, откуда ни возьмись, появились три пары рук и выполнили приказ.

Наевшись жирного мяса, Баба Яга облизывала губы, а Василиса стояла рядом.

– Ну, чего уставилась? – буркнула старуха.

– Можно я задам один вопрос, бабушка? – спросила Василиса.

– Спрашивай, – разрешила Баба Яга, – только помни: много будешь знать – скоро состаришься.

Василиса спросила про белого всадника на белом коне.

– А, – милостиво сказала Баба Яга, – это мой первенец, День.

– А красный всадник?

– А, это мое Красное Солнышко.

– А черный всадник на черном коне?

– А, это мой третий, Ночь.

– Вот оно что, – сказала девочка.

– Ну, что же ты, милая! Неужто у тебя больше нет вопросов? – вкрадчиво спросила колдунья.

Василиса совсем уж было собралась спросить о трех парах рук, которые откуда ни возьмись появлялись и неведомо куда исчезали, но куколка в кармане начала подпрыгивать, и тогда девочка сказала:

– Нет, бабушка. Ведь ты сама говоришь: много будешь знать, скоро состаришься.

– Что-то ты умна не по годам, красавица, – проворчала Баба Яга, вертя головой, как сова. – И откуда это у тебя?

– От матушкиного благословения, – усмехнулась Василиса.

– Благословения?! – взвизгнула колдунья. – Благословения?! В этом доме нет места для благословений! Убирайся-ка ты отсюда восвояси, милая! – И она вытолкала Василису за дверь, в ночь.

– Вот тебе напоследок, держи! – Баба Яга сняла с забора череп с горящими глазами и насадила на палку. – Вот тебе огонь, забирай череп с собой. А теперь ни слова больше, ступай!

Василиса хотела было поблагодарить старуху, но куколка в кармане стала подпрыгивать, так что девочка поняла: нужно брать огонь и убираться поскорее. Она побежала через лес домой, выбирая те дороги и тропинки, которые указывала ей куколка. В руке она крепко сжимала палку с черепом – из его глазниц и отверстий на месте носа и рта полыхало пламя. Вдруг от его тяжести и призрачного света Василисе стало страшно и захотелось бросить череп. Но он заговорил с ней и велел успокоиться и идти дальше, к дому, где жили ее мачеха и сестры. Так она и сделала.

Когда девочка подошла к дому совсем близко, мачеха и сестры выглянули в окно и увидели, что по лесу разливается странное сияние. Оно все приближалось и приближалось. Злодейки не могли понять, что бы это могло быть. Они решили, что, раз Василисы так долго нет, она, должно быть, умерла, а кости ее растащили дикие звери – вот и прекрасно.

Василиса подходила все ближе к дому. Увидев, что это она, мачеха и сестры выбежали к ней и стали жаловаться: мол, с тех пор, как она ушла, они сидят без огня, и, сколько раз они ни старались его развести, он все время гас.

Девочка вошла в дом, не чуя под собой ног от радости. Она вернулась живая и невредимая и принесла домой огонь! Но череп следил за каждым шагом мачехи и сестер и, улучив момент, спалил их дотла, так что к утру от злодеек остались одни головешки.

Вот он – внезапный конец, помогающий выбросить людей из сказки в реальную жизнь. У сказок множество таких концовок, возвращающих слушателей на землю.

Чтобы в женскую душу возвратилась интуиция, которая как мудрое существо, глядит на все, что та видит в жизни, и быстро и точно определяет истинность событий,  душа должна выполнить ряд заданий старого дикого божества — Бабы Яги. Но для этого нужно уйти в лес, смирившись с тем, что должно умереть, то, что должно умереть. И понять, что для дальнейшего глубокого развития и достижения целей, нужно идти на риск.

Итак, первый пункт «карты» — женщины не должны бояться умереть слишком спокойной и слишком безопасной жизни. Для того, чтобы интуитивная душа могла черпать энергию, добрая опекающая мать-наседка должна уйти, а мы, если будем сидеть в уютном гнезде слишком долго, то «наша жизнь, наши способности к самовыражению канут во тьму и мы станем не сильными, а хилыми». «Мы должны отвалиться от соска и научиться охотиться», стремясь к дальнейшему развитию, поменять внутреннюю добрую мать на любящую, но свирепую и требовательную, «живущую еще глубже в душевной чаще мать».

Пункт второйневозможно развиваться, если все делают из тебя козла отпущения. Заставляя нас сосредотачиваться на собственных недостатках, нам не дают замечать окружающей жестокости. Безропотное смирение выглядит геройством, но если быть кроткой, когда тебя угнетают, то в награду с тобой будут обращаться еще хуже. Скрывая от других свои самые глубокие чувства, мы умерщвляем себя. Из-за притеснения расцветающей души гаснет огонь и от холода и одиночества женщина готова пойти на что угодно, лишь бы вернуть свет, который помог бы различить что полезно, а что вредно. Это тот толчок, который нужен слишком послушной женщине, чтобы заглянуть вглубь души и обрести интуицию, чтобы видеть насквозь, быть не кроткой а знающей и выправить свою жизнь.

Пункт третийнаучиться развивать чутье, передавать власть кукле-интуиции. Как подлинный голос души, только «интуиция чует в каком направлении нужно идти, чтобы получить наибольшую пользу, ей  свойственно самосохранение, она улавливает подспудные мотивы и намерения и делает выбор, который причинит душе наименьшие разрушения».

Пункт четвертыйинтуицию (куколку) необходимо «кормить» жизнью. Мы кормим, питаем глубинную интуицию , когда прислушиваемся к ней.

Что толку от голоса, если нет уха, которое бы его улавливало? Что толку от женщины в дебрях повседневной жизни, если она не умеет слушать и полагаться на голос La Que Sabe, Той, Кто Знает? … Мы кормим, питаем глубокую интуитивную самость, когда прислушиваемся к ней и поступаем в соответствии с ее советами. Это самостоятельный персонаж, волшебное создание кукольного размера, которое обитает в душевной стране внутренней женщины. Оно сродни мышцам тела – если мышцы не используются, они постепенно усыхают. Точно так же и с интуицией: без пищи, без работы она атрофируется.

Потеря интуиции — это потеря благословения, которое передается по материнской линии от всех женщин ее рода, которые ей предшествуют. Эта длинная река женщин готова передать нам свою силу.

Связь между куколкой и Василисой символизирует некую эмпатическую магию между женщиной и ее интуицией. Именно она должна передаваться от женщины к женщине – это благословенное усвоение, испытание и кормление интуиции.

Пункт пятыйпринимать в жизни новые ценности, которые исходят от странной, свирепой, но справедливой и требовательной матери-наставницы. Василиса живет (выполняет задания и питается пищей божества) в избе Бабы Яги, «где все не такое, каким кажется, но, главным образом, гораздо лучше, чем казалось поначалу». Где избушка  одушевлена и пускается в пляс, повинуясь инстинктам. А страшная старуха уже знает обо всем, что было раньше, является Матерью Дня, Восходящего Солнца и Ночи, одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и жизненную силу. Баба Яга справедлива к Василисе, пока та относится к ней так, как ей свойственно — с уважением,  честно, не убегает, и не прячется. Почтение перед лицом великой силы — основной урок.  Женщина должна уметь выстоять перед ней и стать сильнее (принять часть силы на себя). Быть сильной — это значит уметь учиться, уметь принять то, что знаешь, а «значит быть выносливой и жить».

Баба Яга — инстинктивная природа души в обличье ведьмы. Для нас — это отрицательный персонаж, а в древние времена «ведьмами» называли знахарок, которые «ведали», т.е «знали».

Пункт шестойнаучиться узнавать свою внутреннюю силу и заниматься ее очищением, а значит, наводить порядок в душе. Стирка — извечный ритуал очищения. Нам нужно учиться исправлять, обновлять инстинктивную душу, «стирая волокна бытия». Подметать в доме — «держать свою душевную среду незамусоренной, создавать для себя чистое пространство. Разжигать огонь — захотеть пылать ярким пламенем, сгорать от страсти, искриться словами, идеями, стремлением получить то, что искренне любишь. Все что мы делаем с огоньком, питает нашу силу. Стряпать пищу для души — доводить до готовности свои замыслы, питать творческое начало и давать ему развиваться.

С помощью куколки-интуиции, Василиса учится понимать, содержать в порядке, очищать и развивать обитель души, питать ее.

Пункт седьмойнаучиться делать тонкие различия в суждениях. Уметь различать, отделяя гнилые зерна от хороших и маковые семена от грязи, — один из самых сложных навыков, который требует воли и душевности и дает возможность добиваться того, чего хочешь.  Спроси себя чего ты хочешь — это значит отделить зерна от грязи.

Пункт восьмой — «Много будешь знать, скоро состаришься».  В каждом возрасте, в каждую пору жизни, каждой из нас необходимо определенное знание. Есть вещи, узнать которые нельзя.

Есть еще одна совокупность циклов, на которую здесь намекает Баба Яга, – это циклы женской жизни. Подчиняясь им, женщина все больше и больше понимает внутренние женские ритмы, в том числе ритмы творчества, рождения детей души, а может быть, и телесных детей, ритмы одиночества, игры, отдыха, сексуальности и охоты. Не нужно торопить себя – понимание наступит. Придется смириться и с тем, что некоторые вещи остаются недосягаемыми, несмотря на то что они воздействуют на нас и обогащают. У нас в семье говорят: «Есть дела, которыми ведает Господь Бог»

Пункт девятый — обладать знаниями, значит обладать звериным чутьем. Сияющий свет Знания безжалостный, а его откровения могут быть невыносимы и причинять боль. Он распознает где зреет предательство, где за смелым словом прячется трусость, а за теплой улыбкой зависть и неприязнь. И нас самих он освещает также. И вынести такое Знание трудно и хочется  избавиться  от боли  понимания многих вещей о себе, о людях и мире в целом.

Смысл окончания сказки — уметь позволить умереть. Прилежная ученица не бьется в истерике, пытаясь защитить злодеек. Она  принимает, что умирает то, что должно умереть. 

Какое Знание своего Рода по женской линии мы возрождаем с помощью генетической памяти, когда создаем куклу. Что мы пробуждаем в себе, каким интуитивным способностям мы даем  выход  из внутренней глубины нашей души? Читайте статью «Какую магию мы вматываем в куклу» 

Алиса Премудрая — старая сказка на новый лад а по этой ссылке наша сказка для современных девочек. Василиса-Алиса на новый лад…

Какую магию мы «вматываем» в куклу

Куклы служат талисманами. Талисманы – это напоминания о том, что мы чувствуем, но не видим, о том, что присутствует, но не явно. Божество-талисман в образе куклы напоминает нам, подсказывает, видит раньше нас. Эта интуитивная функция свойственна всем женщинам. Это сильнейшая врожденная восприимчивость. Не та восприимчивость, которую когда-то превозносили в классической психологии, то есть пассивное средство, но восприимчивость, имеющая непосредственный доступ к глубокой мудрости, которая пронизывает женщину до мозга костей. Философ, психоаналитик, исследователь сказок и мифов, поэт и художник Кларисса Эстес

Я думаю, что создавая куклу, мы проводим определенную работу по возвращению в нашу душу интуиции, пробуждаем ее, обращаемся к мудрости обитающей внутри нас. К такому пониманию сути славянской народной куклы меня приводит путешествие с  «картой»  от женщины психоаналитика и философа Клариссы Эстес (раздел цикла о женской магии «бегущая с волками и куклой в кармане»)

Мы обретаем помощника, который не по мановению волшебной палочки решает за нас наши проблемы и обеспечивает нам счастливую и безбедную жизнь, стоит только положить куклу в карман или поставить на стол возле компьютера, а помощника пробуждающего наш внутренний женский дух, наделяет нас мудростью  женщин, которые стоят за нами. Скручивая лоскутки, мы символически проводим обряд эмпатической магии, связывая себя со своей интуицией. Мы восстанавливаем утраченное женское инстинктивное умение находить путь, когда кажется уже все потеряно, идти по этому пути самой или направлять тех, кого мы любим и кому искренне желаем добра.

«У тебя вострые глазки. Присмотрись-ка, что за всем этим кроется?»

Таким простейшим способом передается интуиция от матери к дочери, — и так, по всей длинной реке женщин нашего рода, которые, в недалеком прошлом были гораздо более тесно связаны с ритмами жизни и смерти. «Они вдыхали резкий запах железа — запах свежей крови при родах и обмывали остывающие тела умерших». Они обладали женским даром связанным с циклом Жизнь-Смерть-Жизнь «чуять», что должно умереть и что должно жить. 

Создавая куклы, мы очень часто используем древние цвета — красный, белый, черный, соответствующие Рождению-Жизни-Смерти. 

Эти цвета также символизируют древние принципы спуска, падения, смерти и возрождения: черный – низвержение старых ценностей, красный – принесение в жертву своих бережно хранимых иллюзий, а белый – новый свет, новое знание, которое приходит благодаря переживанию двух первых….эти цвета чрезвычайно важны, ибо у каждого из них есть своя природа смерти и природа жизни.

Черный – цвет земли, плодородия, исходной почвы, в которую засевают все идеи. Но черный – еще и цвет смерти, помрачения света. Есть у черного и третий аспект. Этот цвет связан с тем миром между мирами, на котором стоит La Loba, ибо черный – цвет спуска, падения. Черный – обещание: скоро вы узнаете то, чего не знали раньше

Красный – цвет жертвы, ярости и убийства, мук и гибели. Но красный – также цвет трепещущей жизни, динамической эмоции, возбуждения, эроса и страсти. Этот цвет считается сильным лекарством от душевной немочи, он возбуждает аппетит. Во всем мире известен образ так называемой красной матери. Не столь хорошо известная, как черная мать, или черная мадонна, она наблюдает за всем тем, «что совершает переход». Ее расположения особенно ищут те, кто готовится родить, ибо покидающие этот мир или приходящие в него должны пересечь ее красную реку. Красный цвет – обещание: скоро произойдет восход или рождение.

Белый – цвет новизны, чистоты, первозданности. Это также цвет души, свободной от тела, цвет духа, не отягощенного материей. Это цвет самой необходимой пищи – материнского молока. И напротив – это цвет мертвых, того, что утратило свою розовость, румянец жизни. Там, где есть белый Цвет, все на миг становится tabula rasa, чистым листом. Белый цвет – обещание: пищи достаточно для того, чтобы все началось заново; пустота или бездна заполнится

10

Кукла Вишенка

Создавая куклы, мы идем по циклам женской судьбы («куклы женской судьбы») от рождения до Старой умудренной женщины, продолжающейся в правнуках. Мы учимся петь оду старости, ведь повсюду на земле костяк всех целительских и духовных Знаний составляли старики, которые «прожили долгую жизнь, повидали много такого, чего бы лучше и не видать, и это наполняет их гордостью».

Мы скручиваем куклу из ткани. Прядение и ткачество в жизни наших предков, всегда было наделено сакральным смыслом. Сама Богиня Макошь, которая в дохристианские времена плела нити судьбы, покровительствовала ремеслам и наши прародительницы веками влетали свои мысли и чувства в то, что они создавали своими руками. Чтобы обновить ткань, женщины  совершали ритуальные омовения в реке во время стирки. (Этот ритуал жив и в наши дни во многих местностях, где проживают современные славяне).

Мы знаем о куклах, которые являлись помощниками при ведении домашнего хозяйства и рукоделия. (Десятиручка, Филипповка-шестиручка и др.) Кларисса Эстес, в трактовке сказки о Василисе Премудрой, сопоставляет мотивы женской работы — стирка, стряпня, уборка — с вещами за пределами обыденного. В сказке — это метафоры связанные с процессами кормления, очищения, исправления, упорядочения жизни души. Сказочная куколка-интуиция учит «разбирать, понимать, содержать в порядке, очищать и прибирать обитель души. (Куклу Богатку-Рожанку используют как веничек, чтобы вымести из дома энергетику неприятного гостя).

Женские циклы, связанные с заданиями для Василисы, таковы: регулярно освежать мышление, обновлять ценности. Регулярно очищать ум от мелочей, подметать свое существо, прибирать свои мысли и чувства. Развести негаснущий огонь под творческой жизнью и систематически доводить на нем до готовности свои замыслы – значит стряпать, причем изобретательно, массу небывалых событий, чтобы питать отношения между собой и дикой натурой. Кларисса Эстес.

 

 

 

 

10

Зольная — в наполнителе головки зола.

Создавая куклу, мы чувствуем воздействие, которое меняет нашу духовную сущность, мы приобретаем внутреннее зрение, внутренний слух, внутреннее чутье и знание, и еще больше чувствуем, что есть вещи, узнать которые нельзя!!!

продолжение цикла «женская магия кукол» :

Алиса Премудрая — старая сказка на новый лад — наша сказка для современных девочек. Василиса-Алиса на новый лад…

Женская Суть. Рожанка. Богатка

Как выйти замуж. Каких кукол делали славянские женщины, чтобы привлечь в свою жизнь мужчину

Хотите замуж? Женское счастье своими руками — создаем славянскую народную куклу Тульская Барыня На счастливое ЗАМУЖЕСТВО, как учила Ирина Владимировна Агаева

Авторский взгляд на тему магии кукол Людмилы Кощеевой

Авторы сайта Наталья Щербак и Людмила Кощеева. Фото кукол мастерской Оберег Солнца.

Вы можете заказать нам набор на изготовление и любой другой куклы, кроме тех, что представлены в разделе наборы

 

Post a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*