Shopping Cart

You have 0 items

 История игровых и обережных кукол для детей. Народные славянские куклы для детей своими руками

Куклы для детей

История кукол для игры также как и обрядовых, обереговых начинается в глубокой древности. Археологи находили кукол в гробницах детей самых древних цивилизаций. Это были глиняные, изготовленные из слоновой кости, деревянные и даже тряпичные куклы.

В древнем Египте куклы для богатых изготавливались с восковыми лицами и настоящими волосами.  Состоятельные римляне имели возможность играть тряпичной куклой уже в третьем веке до н.э. У греческих детей куклы с подвижными конечностями и съемными одежками были в 200г до н.э. Древнегреческие куклы удивляют  своей роскошью, мастерством изготовления. Как и у современных Барби, у  Греческих и Римских куколок имелись модные, красивые платья, игрушечная утварь, домики с мебелью. Исследователи предполагают, что такими куклам, даже в самых богатых семьях редко разрешали играть детям, возможно, они служили больше для украшения, чем для игры. А дети играли куклами попроще.

Сложные, высокохудожественные игрушки  для детей в истории человечества появились довольно поздно. Например, во Франции только с 16 века специально для детей стали изготавливать куколок для игры с набором одежек. Можно считать, что производство детских игрушек, близких к современным, уходит корнями в Германию 15-го века. Все это были куклы для детей состоятельных родителей.

10

Кукольными домиками разрешено было только любоваться

А вот куклы и кукольные домики, как произведения искусства, с мельчайшими филигранными  деталями, являлись больше забавой взрослых, а детям в руки давали куклы из прочных надежных материалов.

Самый первый из известных домиков для кукол был изготовлен немецким мастером для дочери герцога Баварии Альберта V. Это был роскошный замок, который окружали причудливый фонтан и по-немецки аккуратный сад. В самом замке было четыре этажа и множество обставленных по всем правилам комнат, спален, пошивочных мастерских, ванных и помпезных залов для проведения балов. Все детали были исполнены с потрясающей скрупулёзностью. Для столовой, например, были сделаны серебряные приборы, совсем как настоящие, только крошечные.

 

10

Деревянные фигуры из бревен — отголоски культуры прошлого

Дети небогатых родителей довольствовались в игре зачастую предметами только определяющими куклу, например кусок щепки мог обозначать младенчика, прутик — меч.  Для бедных детей изготавливались глинянные (13 век), деревянные (начиная с 15-го века) куклы. Это были популярные игрушки в Испании, Германии, Дании. 

Германии и Дании деревянные куклы Пег были дешевы и просто сделаны, и были популярной игрушкой для бедных детей в Европе, примерно в 16 веке. Дерево продолжает оставаться доминирующим материалом для кукол в Европе до 19-го века. В 18-м и 19-м веках дерево чаще сочетали с другими материалами, такими, как кожа, воск и фарфор, а куклы становились все четче и детальнее. Неизвестно когда у кукол впервые появились стеклянные глаза, но коричневый был доминирующим цветом для кукольных глаз, вплоть до викторианской эпохи. Тогда голубые глаза стали более популярными как у  Королевы Виктории.

 

10

Французские ВRU — вершина совершенства

Знаменитые Пандоры появились во Франции в 1619 году. Они изготавливались из дорогих пород дерева, им шили роскошные наряды. Куклы были потрясающе красивы и доступны только знати и королевским особам. И опять же, эти шедевры не предназначались детям, как и появившиеся позже фарфоровые куклы. Когда Франция приобрела статус законодательницы мод, то кукла-копия молодой женщины с полным гардеробом, включая нижнее белье и набор косметики, выполняла функции современного журнала мод. Знатные состоятельные дамы выписывали из Парижа шикарных кукол, чтобы иметь представление о последних французских новинках. Гардеробы  копировались в модных ателье, а сама кукла предназначалась для формирования вкуса у девочек.   В европейских странах в 17 веке с изобретением фарфора началась целая эпоха знаменитых фарфоровых кукол — первая революция в этой отрасли.  

10

Дорогие куклы — для знати

Их  могли купить только очень богатые люди. Куклы хранили в специальных шкафах или кукольных домах.

Настоящим сокровищем являлась французская механическая кукла-автомат, появившаяся в конце 17-го начале 18-го веков, которая изготавливалась часовщиками. Это могли быть целые механические композиции двигающихся куколок, с музыкальным сопровождением.  Обязательно нужно упомянуть о французских куклах фирмы БРЮ, которые считаются вершиной совершенства в истории кукольного искусства, и знаменитых куклах фирмы ЖЮМО. 

Куклы-дети появились только после 1850 года

Куклы-дети появились только после 1850 года

Вторая революция в истории кукол произошла в конце 19-го века, когда куклу стали выпускать на французских фабриках, заменив часть фарфоровых деталей на деревянные, кожаные, и совсем дешевые папье-маше. Вот это уже были куклы предназначенные для игры. Массовое производство кукол для детей в Европе появилось только в конце 19-го начале 20-го веков, когда появились новые дешевые материалы в результате развития химической и полимерной промышленности. Масштабное производство кукол в Соединенных Штатах началось после гражданской войны в 60-х годах 19-го века. В это время появились первые пупсы.

15

Куклы Василины Данилюк из ткани и дерева Украина Ивано-Франковская обл 1960роки (О.Найден Українська народна іграшка)

Славянские народные куклы для детей

10

Шенкурская Зольная

У состоятельного сословия в России, как и на Западной Европе, пользовались успехом фарфоровые, механические и, изготовленные мастерами, дорогие модные по тем временам куклы.

В народе же во все века, в плоть до середины 20-го века  популярной была тряпичная игровая кукла, а детям до трех лет можно было давать в руки только игрушки, изготовленные из теплых материалов. Теплыми,  считали «экологически чистые», как мы теперь называем, материалы такие, как дерево, другие природные материалы (трава, шишки, глина, льняные очесы, мох, лишайник, древесный уголь) и ткани, которые были только натуральные. Разговор о производстве тканей, как об особом, сакральном женском ремесле, существовавшем в семьях на протяжении тысячелетий, заслуживает отдельного внимания. «Холодные» материалы, по мнению наших предков, «выхолаживали-замораживали» душу ребенка, могли сделать его черствым, неприветливым и суровым человеком.

10

Зольная — в наполнителе головки зола.

Первыми куклами, которые делали наши предки были куклы  из золы — зольные. Для детей скручивали пустышки и лялечки.  При изготовлении зольной куклы в древности зола из домашнего очага смешивалась с водой и скатывалась в шарик, который служил наполнителем для головы куклы. Зола для наших предков всегда была символом домашнего тепла и сытости. Эта игровая кукла — сильный оберег.  Славянские сказки, пословицы, поговорки донесли образ «печи» как живого существа – доброго, теплого и уютного до наших дней. В старину печка согревала и кормила, и лечила, а угольки символизировали тепло, добро и заботу. Такая же получалась и куколка – домашняя и заботливая хозяюшка. Такую куклу можно было встретить в Архангельской области Шенкурского района еще в начале прошлого века.

10

Игровая народная кукла Тотемская в теплом пальто

В крестьянской семье, чтобы занять ребенка, славянки из тех лоскутов, что были под рукой завязывали жеванные или смоченные молоком кусочки хлеба в пустушку-утешницу. Иногда вкладывали жеванный мак в головку куколки, которую малыш мог взять в ротик и использовать как соску, или теребить в ручках как игрушечку.  На Украине популярны были куколки с головой из ореха (например, «торохкальце») или маковкой. Мак издревле считался и символом плодородия и мощным оберегом от нечистой силы.

 У маленьких детей игра в куклы была общей забавой.  А игровая кукла  для маленького ребенка – это кукла, которую давали ему в ручки, чтобы ребенок получал опыт тактильных ощущений, пробовал «на зуб», развивал воображение, то есть, постигал окружающий его мир. А значит — это проверенная, «правильная», добрая, универсальная и безопасная кукла.

10

Тотемская, та же, но без пальто

Наши предки боялись, что в куклу у которой определены глаза, уши, рот, нос может проникнуть недобрый дух и вредить ребенку, поэтому делали их безликими. Поселившись в куклу, недобрый дух может наблюдать за домочадцами. Люди боялись присутствия «чужих глаз» и непонятных сущностей в своем жилище. Верили, что с определением черт лица, в куклу вселялась душа и тогда она могла быть использована для колдовства и наведения порчи. А вот безликая кукла безопасна и безвредна. Особенно это важно было для детей.

Безликая кукла развивает воображение.  Играя, дети могут наделять куклу разными качествами, настроением, создавать свой сказочный мир. Удивительно то, что у куклы нет лица, иногда нет ручек или ножек, но у нее при этом обязательно есть характер и дети это чувствуют. Она может, как смеяться, так и плакать, играть разную роль в тех сюжетах, которые придумывают дети, копируя поведение взрослых и постигая окружающий мир, и при этом быть Оберегом для них. Некоторыми обереговыми и обрядовыми куклами можно было играть детям, а другими нет.

В древности, дети проигрывали в куклы все праздничные обряды, которых строго придерживались в своем быту наши предки, повторяли традиционный семейный уклад.  По тому, как играли малыши, взрослые определяли дальнейшую судьбу рода. Если в игре у детей появляются князья и княгини, значит быть свадьбе. Если много и усердно малыши «крутят» лялечек, значит ждать пополнения в семье, а если топят, сжигают и закапывают своих куколок, значит быть смерти. Если не играет девочка в куклы, значит будет плохая мать или не будет иметь детей. Эти приметы сохранились в народе на славянских землях до наших дней, что еще раз подчеркивает сакральную, мистическую суть куклы.

Народная кукла – это, прежде всего, оберег. Игровые куклы всегда обережные.  Рожденного младенца в колыбельке уже обязательно встречали куколки – обереги. Особенно важно было охранять от злых духов болезни, сглаза и всякой нечисти младенцев. В древности, во времена высокой смертности,  младенцы были особенно беззащитны, и  до года считались еще «не совсем людьми».

Мать во время родов обязательно скручивала для своего ребеночка защитников — куколок из лоскутков в виде младенчиков. Между схватками роженицы отвлекались на это занятие, разговаривали со своим ребеночком, успокаивали и его и себя. На каждый виток при скручивании куклы женщина загадывала, каким он будет — красивым, умным, сильным, здоровым. При таких медитациях с лоскутками, она устанавливала контакт со своим ребенком и передавала ему  информацию о том, что он желанный, что его ждут и любят. Родившийся «младенчик» такую скрутку  мог держать в ручках, сжимать куколку. А пеленашка хранила его  от сглаза и злых духов. Над колыбелькой подвешивали связки с нечетным количеством кукол кувадок, изготовленных из ярких лоскутов, которые служили погремушками.   

Для того чтобы ребенок крепко спал, ему шили мягкую, приятную на ощупь куколку «для сна», чтобы ребенок мог обнять ее и уснуть спокойным сном. Толстенькая, уютная, она изготавливалась исключительно из льняних тканей и ниток, и набивалась очесами льна. Лен в старину славяне считали удивительным магическим материалом, потому что лен и согревает зимой и охлаждает летом, снимает болезни и усталость и придает силы.

Когда ребеночек подрастал и делал первые самостоятельные шажочки за порог дома, на шейку ему вешали «нянюшку». Эта куколка оберегала и развлекала малыша. Он мог поиграть с куколкой-оберегом, поговорить с ней пока мамы нет рядом. С такой куколкой не страшно было ему отправиться во двор погулять.

 

10

Кукла на ложке

Самыми распространенными, в народе для детей, были куклы «на ложке». Эту куколку женщина скручивала из тряпочек  даже в самых бедных семьях, когда семья вставала из-за стола. Мама15 обтирала ложку, снимала с головы платок и за считанные минуты создавала новую куклу. Ребенок возился с такой куклой, пока мать была занята работой по дому, а затем ложку опять использовали по назначению.

До семи-восьми лет в куклы играли и девочки и мальчики. Малышей не разделяли по половому признаку, одевали одинаково – в рубаху, и называли «отрок». Подросшие мальчики уже носили штаны, а девочки юбки – поневы. У детей с этого возраста появлялись свои мужские и женские обязанности. Дети очень рано привлекались к работам по хозяйству. С этого момента куклы полностью переходили в ведение девочек, как элемент исключительно женской магии. В семьях хранилось до сотни кукол, а то и больше. (Читайте статью о женской магии).

Вместе с молодой женой переезжал в новую для нее семью, среди прочего приданого, и сундук с куклами. По тому как искусно сделаны были эти куклы судили о невестке, как о хозяйке и рукодельнице. До рождения первенца, молодой жене разрешалось играть в куклы, и свекр, как старший в семье, следил за тем, «дабы не потешались с молодухи старшие бабы». Замуж отдавали девочек в 14 лет.

10

Устьянская-несшивная

Куклы сопровождали женщину и ее семью всю жизнь. Кукол собиралось больше сотни. Особенно важную роль играла кукла в момент пограничного состояния, когда кукла делалась по особой серьезной причине. Создавался круг женской силы воплощенный в куклу, выполненную по традициям и канонам строго соблюдаемым.

Обереговая — значит «оберегать» в момент, когда особо в этом нуждались. Например, при переходе невесты из рода в род, когда от своего рода, от его защиты и силы девушка отрывается, и поступает под защиту «мужнего» рода. Оберегать во время зарождения новой жизни и появления на свет, оберегать в дали от дома, оберегать во время пограничных состояний природы, связанных с круговоротом солнца и т.д. Очень опасным наши предки считали время, связанное с зимним солнцестоянием, как переходное пограничное состояние. На колядки кукол прятали в сундук, чтобы защитить от нечисти «из нижнего мира». Играть в куклы в это время было нельзя. А защитить обереги, значило у наших предков защитить дом, семью от неприятностей. В это время принято было делать специальные куклы – лихоманки-лихорадки-трясовицы, предназначенные отвлекать духов болезни от домачадцев, а не для игры. 

10

Сеня Малина -народная игровая эко-кукла для детей из натуральных материалов

Игровые народные куклы изготавливались по наитию с учетом традиций, которые передавались от бабушек к внучкам. В отличие от народных обережных, обрядовых, предназначенных на выполнение определенных функций, игровые куклы изготавливались из того что было под рукой, без строго определенных канонов. Можно было реализовать свое стремление к творчеству.

В наше время полки магазинов заполонили игрушки на любой вкус и кошелек. Игра развивает детей. Выстраивая свой сказочный мир, копируя поведение взрослых, малыши фантазируют, учатся принимать решения и нести ответственность за свои поступки, постигают, что такое хорошо и что такое плохо. Переоценить важность игры для наших детей невозможно. Попробуйте сделать игрушку своими руками вместе со своими детьми, придумайте сказку, наделите персонажи характером. Приобщите своих детей к наследию прошлого. Народная игровая кукла откроет Вам удивительный мир, постигать который вместе с детьми интересно и увлекательно. Славянские игровые куклы помогут пробудить нашу память о предках, воспользоваться  силой своего рода и его защитой, помогут приобщить вашего ребенка к истории, традициям своей земли, наполнить мир вокруг нас добром, светом и счастьем.

10

А вот и Сене Малине новый гардероб справили

 

Мастерская ОБерег Солнца предлагает Вам набор для изготовления своими руками народной игровой куклы На ложке со всеми необходимыми материалами, включая ложку и фото-инструкции.   А также, набор для изготовления  такой замечательной куклы как  Сеня-Малина. Вы сможете  смотать эту куклу и сшить для нее одежки вместе с детьми, создавая душой волшебную сказку. В набор входят необходимые материалы, пошаговая фото-инструкция с подробным текстовым описанием процесса изготовления и описание самой куклы, как играли с ней дети наших предков. Сказки с участием Сени-Малины. (Вы можете заказать нам набор на изготовление и любой другой куклы, кроме тех, что представлены в разделе наборы)

СЕНЯ МАЛИНА

А вот про Сеню Малину можно рассказывать до бесконечности. Куклак Сення Малина — игровая народная тряпичная шитьевая кукла из натуральных материалов вызывает восторг как у взрослых так и у детей. И мультик есть и книжка! Итак про Сеню!

Рыжая солнечная грива этого куклака притягивает к себе детей, как солнышко в теплую солнечную погоду. Это шитьевая игровая кукла со смешным названием СЕНЯ МАЛИНА  — прообраз писателя-сказочника Степана Писахова. Кукла вызывает интерес, как у девочек, так  и у мальчиков, и может стать памятным ярким сувениром и для взрослого. Дети, играя с куклой, могут сочинять для бородатого, симпатичного мужичка в яркой рубашке разные сказочные истории и проигрывать ситуации из жизни. Балагур Сеня Малина может стать охотником, лесорубом, главой семейства, играть разные роли известных или придуманных детьми сказок и историй. Через игру, дети познают мир и находят в нем свое место, учатся распознавать добро и зло. Сеня Малина — это та кукла, которая не только будет развивать наших детей, но и вызывать их интерес к культуре и истории славянских народов.

10

Памятник Сказочному Герою

Кукла прообраз реального исторического персонажа Степана Писахова  худощавого рыжеволосого и рыжебородого писателя-сказочника. А главный герой его сказок — крестьянин-помор сказочник и балагур Сеня Малина.  Все рассказы-небылицы велись от имени этого ушлого поморского мужичка из деревни Уймы. В деревне Уйма, недалеко от Архангельска, в 1928 году Писахов познакомился с крестьянином Семеном Михайловичем Кривоноговым, по прозвищу Сеня Малина, талантливым сказочником. Семен Михайлович рассказывал ему, как он с дедом «на корабле через Карпаты ездил» и «как собака Розка волков ловила». С тех пор Сеня Малина становится героем и рассказчиком многих сказок Писахова

Сеню Малину называли северным Мюнхгаузеном

Почитайте с детьми книгу Степан Писахов “Сказки Сени Малины” Семен Кривоногов был егерем, а Писахов любил охотиться и приезжал к нему на делянку, слушал эти сказки. Ему очень понравился типаж, и он от его имени стал вести повествование. Это некий собирательный образ.

Многие истории, которые легли в основу сказок, Писахов услышал от своего деда Леонтия из Пинеги. Дед Леонтий был штатным сказочником на промысле. Рыбу ловить уходили на полгода. Радио и телевизоров тогда не было, газеты с собой не брали, потому что читать особо не умели. Когда вечером возвращались после промысла и ложились спать, сказочник начинал длинную историю, перемешивая правду с неправдой. И периодически спрашивал: «Спите ли вы, православные?» – «Нет, не спим, рассказывай еще». Так и рассказывал, пока все не уснут. Сказочник получал две пайки – одну за промысел, одну за сказки. Об этом пишет Писахов в предисловии к своим сказкам.

 Небольшой сказ «Налим Малиныч».

 Было это давно, в старопрежно время. В те поры я не видал, каки таки парады. По зиме праздник был. На Соборной площади парад устроили.

Солдатов нагнали, пушки привезли, народ сбежался.

Я пришел поглядеть.

Я от толкотни отошел к угору, сел к забору – призадумался. Пушки в мою сторону поворочены. Я сижу себе спокойно – знаю, что на холосту заряжены.

Как из пушек грохнули! Меня как подхватило, – выкинуло! Через забор, через угор, через пристань, через два парохода, что у пристани во льду стояли. Покрутило меня на одном месте, развертело да как трахнуло об лед ногами (хорошо, что не головой). Я лед пробил – и до самого дна дошел.

Потемень в воде. Свету – что в проруби, да скрозь лед чуть-чутошно сосвечиват.

Ко дну иду и вижу – рыба всяка спит. Рыбы видимо-невидимо. Чем ниже, тем рыба крупней.

На самом дне я на матерушшого налима наскочил. Спал налим крепкой спячкой. Разбудился налим да и спросонок к проруби. Я на налима верхом скочил, в прорубь выскочил, на лед налима выташшил. На морозном солнышке наскоро пообсох, рыбину под мышку – и прямиком на соборну плошшадь.

А тут под раз и подходяшшой покупатель оказался. Протопоп идет из собора. И не просто идет, а передвигат себя. Ножки ставит мерно, как счет ведет. Сапожками скрипит, шелковой одеждой шуршит.

Я хотел подумать: «Не заводной ли протопоп-то?» Да друго подумал: «Вот покупатель такой, какой надо».

Зашел протопопу спереду и чинной поклон отвесил.

Увидел протопоп налима, остановился и проговорил:

– Ах, сколь подходяшше для меня налим на уху, печенка на паштет. Неси рыбину за мной.

Протопоп даже шибче ногами шевелить стал. Дома за налима мне рупь дал и велел протопопихе налима в кладовку снести.

Налим в окошечко выскользнул – и ко мне. Я опять к протопопу. Протопоп обрадел и говорит:

– Как бы ишшо таку налимину, дак как раз в мой аппетит будет!

Опять рупь дал, опять протопопиха в кладовку вынесла налима. Налим тем же ходом в окошечко, да и опять ко мне.

Взял я налима на цепочку и повел, как собаку. Налим хвостом отталкиватся, припрыгиват-бежит.

На трамвай не пустили. Кондукторша требовала бумагу с печатью, что налим не рыба, а есть собака охотничья.

Ну, мы и пешком до дому доставились.

Дома в собачью конуру я поставил стару квашню с водой и налима туда пустил. На калитку записку налепил: «Остерегайтесь цепного налима». Чаю напился, сел к окну покрасоваться, личико рученькой подпер и придумал нового сторожа звать Налим Малиныч.

Мюнхгаузеном Сеню Малину прозвали неслучайно. На родине куклака Сени Малины в Северном Приморье Есть музей народных промыслов и ремесел. Если Вам посчастливится побывать в  этом интересном месте, то Вам расскажут там историю о бароне Мюнхгаузене, который служил в русской армии в каких-то элитных войсках и писал сказки.

Настоящий барон, который написал первые сказки – другой начал писать уже вслед за ним. Однажды барон Мюнхгаузен попал в ссылку в Холмогоры, прожил там год или два. Так вот, очень многие его сказки перекликаются с  северными. Он наслушался русского фольклора.

Самый простой пример – про рожок. Как-то он ехал на лошади, было холодно, лошадь замерзла, он позвал на помощь, трубил в рожок, а рожок замерз и не пел. Когда тот добрался до таверны, рожок оттаял и начал петь. Один в один сюжет писаховской сказки «Морожены песни». Похоже, что у них одни и те же корни. Такая вот связь народов, сказок и героев.Сказки Писахова поэтичны и лукавы. Дети читают и слушают их с удовольствием!

 

Сшейте с детьми свою сказку! Придумайте для Сени свои приключения!

Делать куклы своими руками вовлекая в эту забаву детей очень интересно, а если это народные куклы, то интереснее вдвойне!

 Авторы сайта Наталья Щербак и Людмила Кощеева. Куклы  мастерской ОБерег Солнца!

Post a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*