СЕНЯ МАЛИНА — игровая славянская народная тряпичная эко кукла для детей своими руками
А вот про Сеню Малину можно рассказывать до бесконечности. Куклак Сення Малина — игровая народная тряпичная шитьевая кукла из натуральных материалов вызывает восторг как у взрослых так и у детей. И мультик есть и книжка! Итак про Сеню!
Рыжая солнечная грива этого куклака притягивает к себе детей, как солнышко в теплую солнечную погоду. Это шитьевая игровая кукла со смешным названием СЕНЯ МАЛИНА — прообраз писателя-сказочника Степана Писахова. Кукла вызывает интерес, как у девочек, так и у мальчиков, и может стать памятным ярким сувениром и для взрослого. Дети, играя с куклой, могут сочинять для бородатого, симпатичного мужичка в яркой рубашке разные сказочные истории и проигрывать ситуации из жизни. Балагур Сеня Малина может стать охотником, лесорубом, главой семейства, играть разные роли известных или придуманных детьми сказок и историй. Через игру, дети познают мир и находят в нем свое место, учатся распознавать добро и зло. Сеня Малина — это та кукла, которая не только будет развивать наших детей, но и вызывать их интерес к культуре и истории славянских народов.
Кукла прообраз реального исторического персонажа Степана Писахова худощавого рыжеволосого и рыжебородого писателя-сказочника. А главный герой его сказок — крестьянин-помор сказочник и балагур Сеня Малина. Все рассказы-небылицы велись от имени этого ушлого поморского мужичка из деревни Уймы. В деревне Уйма, недалеко от Архангельска, в 1928 году Писахов познакомился с крестьянином Семеном Михайловичем Кривоноговым, по прозвищу Сеня Малина, талантливым сказочником. Семен Михайлович рассказывал ему, как он с дедом «на корабле через Карпаты ездил» и «как собака Розка волков ловила». С тех пор Сеня Малина становится героем и рассказчиком многих сказок Писахова
Сеню Малину называли северным Мюнхгаузеном
Почитайте с детьми книгу Степан Писахов “Сказки Сени Малины” Семен Кривоногов был егерем, а Писахов любил охотиться и приезжал к нему на делянку, слушал эти сказки. Ему очень понравился типаж, и он от его имени стал вести повествование. Это некий собирательный образ.
Многие истории, которые легли в основу сказок, Писахов услышал от своего деда Леонтия из Пинеги. Дед Леонтий был штатным сказочником на промысле. Рыбу ловить уходили на полгода. Радио и телевизоров тогда не было, газеты с собой не брали, потому что читать особо не умели. Когда вечером возвращались после промысла и ложились спать, сказочник начинал длинную историю, перемешивая правду с неправдой. И периодически спрашивал: «Спите ли вы, православные?» – «Нет, не спим, рассказывай еще». Так и рассказывал, пока все не уснут. Сказочник получал две пайки – одну за промысел, одну за сказки. Об этом пишет Писахов в предисловии к своим сказкам.
Небольшой сказ «Налим Малиныч».
Было это давно, в старопрежно время. В те поры я не видал, каки таки парады. По зиме праздник был. На Соборной площади парад устроили.
Солдатов нагнали, пушки привезли, народ сбежался.
Я пришел поглядеть.
Я от толкотни отошел к угору, сел к забору – призадумался. Пушки в мою сторону поворочены. Я сижу себе спокойно – знаю, что на холосту заряжены.
Как из пушек грохнули! Меня как подхватило, – выкинуло! Через забор, через угор, через пристань, через два парохода, что у пристани во льду стояли. Покрутило меня на одном месте, развертело да как трахнуло об лед ногами (хорошо, что не головой). Я лед пробил – и до самого дна дошел.
Потемень в воде. Свету – что в проруби, да скрозь лед чуть-чутошно сосвечиват.
Ко дну иду и вижу – рыба всяка спит. Рыбы видимо-невидимо. Чем ниже, тем рыба крупней.
На самом дне я на матерушшого налима наскочил. Спал налим крепкой спячкой. Разбудился налим да и спросонок к проруби. Я на налима верхом скочил, в прорубь выскочил, на лед налима выташшил. На морозном солнышке наскоро пообсох, рыбину под мышку – и прямиком на соборну плошшадь.
А тут под раз и подходяшшой покупатель оказался. Протопоп идет из собора. И не просто идет, а передвигат себя. Ножки ставит мерно, как счет ведет. Сапожками скрипит, шелковой одеждой шуршит.
Я хотел подумать: «Не заводной ли протопоп-то?» Да друго подумал: «Вот покупатель такой, какой надо».
Зашел протопопу спереду и чинной поклон отвесил.
Увидел протопоп налима, остановился и проговорил:
– Ах, сколь подходяшше для меня налим на уху, печенка на паштет. Неси рыбину за мной.
Протопоп даже шибче ногами шевелить стал. Дома за налима мне рупь дал и велел протопопихе налима в кладовку снести.
Налим в окошечко выскользнул – и ко мне. Я опять к протопопу. Протопоп обрадел и говорит:
– Как бы ишшо таку налимину, дак как раз в мой аппетит будет!
Опять рупь дал, опять протопопиха в кладовку вынесла налима. Налим тем же ходом в окошечко, да и опять ко мне.
Взял я налима на цепочку и повел, как собаку. Налим хвостом отталкиватся, припрыгиват-бежит.
На трамвай не пустили. Кондукторша требовала бумагу с печатью, что налим не рыба, а есть собака охотничья.
Ну, мы и пешком до дому доставились.
Дома в собачью конуру я поставил стару квашню с водой и налима туда пустил. На калитку записку налепил: «Остерегайтесь цепного налима». Чаю напился, сел к окну покрасоваться, личико рученькой подпер и придумал нового сторожа звать Налим Малиныч.
Мюнхгаузеном Сеню Малину прозвали неслучайно. На родине куклака Сени Малины в Северном Приморье Есть музей народных промыслов и ремесел. Если Вам посчастливится побывать в этом интересном месте, то Вам расскажут там историю о бароне Мюнхгаузене, который служил в русской армии в каких-то элитных войсках и писал сказки.
Настоящий барон, который написал первые сказки – другой начал писать уже вслед за ним. Однажды барон Мюнхгаузен попал в ссылку в Холмогоры, прожил там год или два. Так вот, очень многие его сказки перекликаются с северными. Он наслушался русского фольклора.
Самый простой пример – про рожок. Как-то он ехал на лошади, было холодно, лошадь замерзла, он позвал на помощь, трубил в рожок, а рожок замерз и не пел. Когда тот добрался до таверны, рожок оттаял и начал петь. Один в один сюжет писаховской сказки «Морожены песни». Похоже, что у них одни и те же корни. Такая вот связь народов, сказок и героев.Сказки Писахова поэтичны и лукавы. Дети читают и слушают их с удовольствием!
Сшейте с детьми свою сказку! Придумайте для Сени свои приключения!
Делать куклы своими руками вовлекая в эту забаву детей очень интересно, а если это народные куклы, то интереснее вдвойне!
Авторы сайта Наталья Щербак и Людмила Кощеева. Куклы мастерской ОБерег Солнца!